Географическое положение России и Сибири дает уникальные возможности в рамках трансформации и развития мировой экономики, создает заделы и перспективы для эффективной перестройки международной логистики и, как следствие, взаимовыгодного экономического роста. В обсуждении того, как лучше использовать эти возможности и какие для этого необходимо предпринять шаги, приняли участие помощник Президента РФ, секретарь Государственного Совета РФ Игорь Левитин, Губернатор Новосибирской области Андрей Травников, председатель Совета директоров Корпорации АЕОН Роман Троценко, исполнительный директор Евразийского Союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) Сергей Авсейков, первый вице-президент АО «ТрансКонтейнер» Виктор Марков, председатель совета директоров ООО «Новосибирский транспортный терминал» Александр Кахидзе, президент АО «Евросиб СПб-транспортные системы» Дмитрий Никитин, первый заместитель генерального директора АО «ИнфраВЭБ» Дмитрий Твардовский.
Модератор площадки — президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой в начале дискуссии обратил внимание на рост актуальности восточного направления транзита по железной дороге. «Западно-Сибирская железная дорога всегда была основной погрузочной базой всей сети железных дорог, но сейчас этот профиль начинает потихонечку меняться... Если мы посмотрим данные прошлого года, у нас транзит с запада на восток через Западно-Сибирскую железную дорогу увеличился на 12%. Это очень много, это серьезно меняет весь профиль и ставит новые проблемы перед грузоотправителями региона», — сказал он.
Игорь Левитин выразил уверенность, что дефицит пропускной способности на Восточном полигоне в ближайшие годы сохранится, и призвал строящиеся в Сибири и на Дальнем Востоке предприятия учитывать это. Приоритетными задачами отрасли на ближайшие десять лет он назвал развитие Северного морского пути и транспортного коридора «Север-Юг». «Восточный полигон свои 180 млн тонн возьмет, мы хотим 220 млн тонн, но каждый миллион тонн плюсом к 180-ти стоит 30 млрд руб., — подчеркнул он. — Один миллион тонн «Север-Юга» стоит 6 млрд руб., Севморпути — примерно 20 млрд руб. Надо переходить к математике и считать, какой полигон выбирать и сколько это будет стоить».
В числе позитивных изменений в отрасли Игорь Левитин назвал контейнеризацию грузов. «Двадцать лет назад мы имели грузов, приспособленных к перевозке контейнерами, примерно 10-12%, Европа — за 30%. Сегодня производители понимают, что везти просто навалочные грузы — дорого или нереально. Поэтому груз должен быть приспособлен под контейнер», — сказал Игорь Левитин.
Тренд на контейнеризацию отметил и Сергей Авсейков. По его данным, в 2022 году по железной дороге было перевезено столько же контейнеров, что и годом ранее — 6,5 млн ДФЭ. «Среднегодовой темп прироста контейнерного рынка за последние несколько лет составляет 10%. В этом году он также сохраняется — порядка 9% за четыре месяца 2023 года. Поэтому в РЖД говорят, и мы в это верим, — достижима цифра в 7 млн ДФЭ до конца года», — добавил Сергей Авсейков.
О трендах в перевозке грузов авиатранспортом рассказал Роман Троценко. Он обратил внимание на растущую популярность использования с этой целью пассажирских рейсов: «Мы, к сожалению, потеряли техническую посадку воздушных судов Cargolux и целого ряда других перевозчиков, которые летали из Западной Европы в Азию с посадкой в Новосибирске, но, с нашей точки зрения, это вещь, которая вернется рано или поздно. Для нас важнее развивать пассажирский поток через страну. Мы видим, что происходит замена специализированных грузовых рейсов на дозагрузку грузового отсека в пассажирском судне». Роман Троценко добавил, что растущая частота пассажирских рейсов увеличивает и возможности грузоперевозки.
Дополнительную информацию вы можете получить в пресс-центре Сибирского транспортного форума: media@stf-nso.ru